Северный Морской канал (Noordzeekanaal)



Движение по Северному морскому каналу в Амстердаме

Движение по Северному морскому каналу в Амстердаме

Голландцы останавливаются на дороге и машут ручкой проходящим круизным кораблям

Голландцы останавливаются на дороге и машут ручкой проходящим круизным кораблям

Створка шлюза закрывается

Створка шлюза закрывается

Клетка для провожающих и фотографирующих на Большом шлюзе канала

Клетка для провожающих и фотографирующих на Большом шлюзе канала

Северный шлюз Нордзе канала

Северный шлюз Нордзе канала

Металлургический завод Тата

Металлургический завод Тата

Ветряки на берегу Северного моря в Нидерландах

Ветряки на берегу Северного моря

Пляж в Нидерландах в общине Велзен

Пляж в Нидерландах в общине Велзен

Первая часть путешествия проходила по Северному морскому каналу (Noordzeekanaal). Это был первый день «Scenic cruise», то есть, по сути, наблюдение за пейзажами прямо с борта корабля. Это несколько необычное развлечение для морских кораблей, поскольку морские суда обычно стремятся уплыть подальше от берега, чтобы минимизировать вероятность столкновений. Такое развлечение доступно пассажирам морских судов только при прохождении каналов, например, Панамского, фьордов Норвегии или дамбы Санкт-Петербурга. Для речных круизов, напротив, является обычным явлением.

В нашем круизе было запланировано аж 3 дня со сценическими круизами. Если последующие должны были проходить среди высоких фьордов Норвегии, то первое - среди плоских Нижних Земель. Тем не менее, сам Северный морской канал - довольно интересное сооружение.

Раньше река Амстел (не пиво), в устье которой стоит Амстердам впадала в реку Эй (IJ), а та - в Южное море (Zuiderzee, Зёйдерзе). И все суда попадали в город через Южное море и реку Эй (IJ). Но как мы знаем, Нидерланды очень маленькая страна, поэтому возник проект «Зёйдерзе», суть которого заключалась в последовательном отделении Южного моря от Северного дамбами.

В образовавшемся озере Эйсселмер (IJsselmeer) постепенно понижали уровень воды, тем самым образовывались новые участки суши. Причем, воду голландцы откачивали с помощью ветряных мельниц, чтобы не сильно напрягаться. Образовавшаяся суша не сразу была пригодна для сельского хозяйства - высаживались специальные травы, позволяющие изменить кислотность почвы. Так образовались целые новые районы Нидерландов, например, Ватерланд, земли которой находятся ниже уровня мирового океана, тем не менее, используются для сельского хозяйства.

Ну а куда деться судам? Конечно, в построенной дамбе были шлюзы, однако, они были предназначены только для небольших речных судов и яхт. Для морского порта, который до сих пор является одним из крупнейших в Европе, был прорыт Северный Морской канал, соединяющий Амстердам с Северным морем напрямую. Его нам и предстояло пройти.

Отправление было вечером, поэтому большая часть пассажиров сразу отправилась по ресторанам. За проплывающими пейзажами следили немногие, причем, было много русских. Все-таки наши туристы, выбравшиеся за рубеж, пусть не «облико морале», но все-таки намного больше путешествуют, чтобы узнать что-то новое, а не просто вкусно пожрать-попить, как американцы.

Берега канала сильно отличаются - с правого борта тянулись почти идеалистические сельские пейзажи с полями и коровками. Голландцы, направлявшиеся в воскресенье домой, останавливались посреди поля и приветливо махали ручкой. С левого борта все наоборот - почти половину канала тут тянутся причалы, склады, горы угля и стройматериалов в порту Амстердама. Теперь самый большой порт страны и Европы – это Роттердам, но порт Амстердама тоже довольно масштабный.

На выходе в Северное море расположено аж четыре шлюза. Те, кто плавал по каналам России, подумают, что они расположены цепочкой и судно должно последовательно проходить из одного в другой. Шлюзы Северного Морского канала стоят параллельно, различаются только временем постройки и размерами: Маленький (Kleine sluis), Южный (Zuidersluis), Средний (Middensluis) и Северный (самый большой, Noordersluis). Большие суда отправляют в большой шлюз, маленькие - в маленький шлюз. Северный шлюз, через который проходил «Конингсдам» имеет размеры 400 на 50 на 15 метров, был построен в 1929 году и на то время был самым большим шлюзом канала в мире. Ну а насчет перепада уровней воды, то он совсем небольшой - около метра.

На шлюзе оборудована смотровая площадка для провожающих и просто наблюдателей, почему-то конструкцией своей напоминающая клетку. Провожать наш корабль приехало довольно много голландцев. Те, кто были на корабле, махали ручкой, прям в лучших советских традициях.

После шлюза справа можно увидеть огромный металлургический комбинат Tata Steel с горами угля, периодически фыркающий паром из гигантских установок. А говорят еще, что в Европе кризис и вся промышленность загнулась - мы воочию видели, что все у них работает, причем, очень интенсивно. Тут же находятся прекрасные пляжи, которые были видны с борта корабля. Потом мы узнали, что пляжи Северного моря по сравнению с Норвегией были настоящим оазисом тепла. Судя по количеству летних кафе, воздушных змеев и прочих увеселений, близость металлургического комбината ничуть не смущает голландцев.


Дмитрий Казаков




Поделиться:


наверх

наверх