Экскурсия к Дороге Троллей и Олесунн



Стурфьорд фото, смотровая площадка у Kokarstein

Стурфьорд фото, смотровая площадка у Kokarstein

Kokarsteinen - воссозданое подобие дольмена

Kokarsteinen - воссозданое подобие дольмена

Корабль Хуртигрютен Тролльфьорд в Стурфьорде

Корабль Хуртигрютен Тролльфьорд в Стурфьорде

Вид на начало Суннильвсфьорд (Sunnylvsfjord) - пролив между скалами

Вид на начало Суннильвсфьорд (Sunnylvsfjord) - пролив между скалами

Электростанция на горной реке Валлдёла

Электростанция на горной реке Валлдёла

Земляничные поля в Норвегии

Земляничные поля в Норвегии

Пики Таскедалстинден (в центре, 1609 м), Бреккехорне (справа) и Стурхорне (слева)

Пики Таскедалстинден (в центре, 1609 м), Бреккехорне (справа) и Стурхорне (слева)

Водопад Гудбрандсьюфет

Водопад Гудбрандсьюфет

Дорога Троллей в Норвегии

Дорога Троллей

Водопад Стигфоссен проходит между дорогой и скалой

Водопад Стигфоссен проходит между дорогой и скалой

Стена Троллей в Норвегии

Стена Троллей

Стена Троллей в Норвегии

Стена Троллей

Гора потекла

Гора потекла

Гора потекла

Гора потекла

Кэмпинг недалеко от Стены Троллей

Кэмпинг недалеко от Стены Троллей

Дома, стоящие в воде в Олесунне

Дома, стоящие в воде в Олесунне

Вид на Олесунн с горы Аксла

Вид на Олесунн с горы Аксла

Гора Сахарная голова, которая закрывает Олесунн с моря

Гора Сахарная голова, которая закрывает Олесунн с моря

Самые интересные достопримечательности Норвегии - природные. Есть в этой стране, конечно, и деревянные церкви, намного старее наших Кижей, гидроэлектростанции, парки скульптур в Осло и прочее. Но едут смотреть в Норвегию, прежде всего водопады, фьорды, различные скальные образования, а америкосы из южных штатов - даже смотреть ледники (снег они видели только в морозильнике).

После покупки круиза я поначалу думал, что круиз по фьордам будет интересен сам по себе. Корабль идет среди прекрасной природы, поэтому экскурсии либо совсем не буду брать, либо брать по минимуму. В конце концов, мы вполне еще молоды и можем спокойно передвигаться пешком по очень симпатичным европейским городкам и всяким там природным тропам, которых в Норвегии огромное множество.

Но не тут-то было. Первым в область моего зрения попал Олесунн (Ålesund), потому что стоянка в этом городе была аж с 8 до 23 часов! В интернетах полно статей о том, что это ужас какой гармоничный городок в стиле северного модерна (югендстиль или ар-нуво). Еще тут есть смотровая площадка на горе Аксла, виды с которой и являются иллюстрациями к многочисленным статьям про Олесунн.

Выяснилось, что туда вполне можно забраться пешком, имея хорошую физическую форму. Но это все, конечно, прекрасно, но отводить на это больше 3-4 часов было бы странно. Тем более, что образцами северного модерна нас не удивишь - их можно намного дешевле посмотреть хоть в Риге, хоть в Хельсинки.

Изучение экскурсий, которые предлагались на корабле, показало для чего в Олесунне такая продолжительная стоянка - это, конечно же, экскурсия к Дороге Троллей (Trollstigen). Находится она в 120 километрах от города и общая продолжительность - 8 часов! Виды на фотографиях, конечно, сказочные, но и стоимость «корабельной» экскурсии тоже сказочная - 229.95 долларов с носа. На двоих это выходит 460 долларов. Нехило, неправда ли? Это просто за экскурсию, учитывайте, что вы уже оплатили круиз, авиаперелет и массу других сопутствующих расходов.

Естественно, мы, как правильные герои, всегда идем в обход. Пару часов блуждания в интернете и была найдена аналогичная экскурсия от фирмы Norway Exscursions AS, которая стоила уже 145 евро с человека. Тоже, конечно, немало, но перспектива увидеть Дорогу троллей (Trollstigen) и Стену троллей (Trollveggen) соблазняла. В итоге именно она и была куплена.

Тут как в фильме перенесемся на несколько недель вперед и расскажем, как собственно прошел тот день в Олесунне. В назначенное время (10:30) мы вышли с корабля и начали искать автобус на месте, обозначенном на карте. Плюс в том, что все экскурсии в Олесунне начинаются с площади у круизного терминала. Минус в том, что эта территория местами застроена зданиями и просто сараями весьма неприглядного вида. Мы-то «прошаренные юзеры», поэтому, воспользовавшись оффлайн картами, прибыли в точно обозначенное на сайте место и стали ждать... Окружали нас, помимо сараев, еще пара скучающих городских автобусов и дама с такой же распечаткой электронного билета. До времени отправления оставалось минут десять, но автобуса не было и следа. Я понял, что надо что-то предпринимать.

Исследование местности показало, что вдалеке, а именно недалеко от выхода с нашего теплохода, стоят какие-то автобусы, которые мы обошли стороной. Оказалось, что это они и есть. Промежуточный итог: пирс в Олесунне довольно продолжительный. Тут могут одновременно останавливаться два больших «круизника» длиной по 300 метров каждый. Пирс разделяется пополам узким проливом. Автобусы фирмы Norway Exscursions AS надо искать в любом месте той половины пирса, которая ближе к фьордам (восточнее). В результате, не только наша маленькая компания, но и тетя с распечаткой благополучно отправились на экскурсию.

Заранее скажу, что экскурсия очень понравилась. Девочка непринужденно рассказывала о истории Норвегии, троллях, водопадах и прочих природных достопримечательностях, которые попадались на пути.

Эпидемия «оттролливания» всего и вся в Норвегии появилась сравнительно недавно с ростом потока туристов. До этого все эти извилистые дороги, выступающие скалы никакого отношения к сказочным персонажам не имели, а именовались местными, примерно, как «торчащий кусок горы». Теперь же есть Стена троллей, Дорога троллей (она же Лестница троллей), Язык тролля, Лицо тролля, Ущелье троллей и «TrollFjord» (название корабля компании Хуртигрютен).

Кроме цели нашего визита - Дороги Троллей, также были остановки:

  • На смотровой площадке у Kokarstein (инфо на норвержском: www.blaatind.no ) на берегу Стур-фьорд (Storfjord), название переводится как Большой фьорд. На этой площадке есть еще и некое подобие дольмена, впрочем американские дети и их родители считают, что его надо использовать как гимнастический снаряд.
  • На смотровой площадке у поселка Liabygda на берегу Стур-фьорда (Storfjord) там, где начинается Суннильвсфьорд (Sunnylvsfjord), из которого ответвляется знаменитый Гейрангерфьорд. Это было своеобразное превью завтрашнего дня. На обоих смотровых площадках нас догонял кораблик Hurtigruten «TrollFjord».
  • Водопад Гудбрандсьюфет (Gudbrandsjuvet) поразил своей мощью. Над водопадом устроены очень красивые и удобные пешеходные мостки, с каждого нового поворота открывается новый вид на водопад и его притоки и старинный мостик. Очень жалко, что время стоянки было только 15 минут.

С чем нам точно повезло в эту поездку - это с водопадами. Из-за поздней весны они были особенно полноводными в начале июня. В первый день мы восхищались каждым из них. К середине этой поездки уже потеряли счет. Создавалось ощущение, что в некоторых местах горы буквально «потекли»: снег, который скопился за зиму, превращался в бурные потоки и стремился вниз через каждую щель. Обещанный водопад Семь сестер уже не казался чем-то сказочным и невозможным. Почти на каждой горе было по 2,3 и запросто 5 водопадов разного размера. И еще фото как «потекла» гора.

Маршрут экскурсии из Олесунна к Дороге Троллей кольцевой. Туда автобус едет по южным склонам гор. Поэтому местами можно увидеть фермы, выращивающие клубнику, пасущиеся стада овец, коров и лошадей. Кстати, клубника из Норвегии, хоть и дорогая, но очень сладкая благодаря продолжительному световому дню, в отличие от турецкой, которая хоть и растет круглый год, но по вкусу мало отличается от ваты, смоченной в воде.

Обратный путь проходит с северной стороны той же горной гряды. Сельского хозяйства тут почти не наблюдалось, только были видны домики для туристов.

По мере приближения к Дороге Троллей пейзажи становились все более суровыми. Мало того, что это была самая северная часть маршрута, к тому же дорога постепенно шла вверх. От этого временами закладывало уши. За полчаса до цели нашего путешествия прекратили встречаться не только земляничные поля, но и вообще какая-либо растительность. Горы становились суровее, темнее и были покрыты льдом, который, видимо, не тает никогда. Даже нам, жителям Питера, было несколько необычно за один день попасть из какого-никакого лета в Олесунне, где было плюс пятнадцать, в зиму.

У дороги Троллей оборудована отличная парковка с магазинами, рестораном и бесплатными туалетами. На главное зрелище было отведено только полчаса времени. Как и положено, с нашим приездом тут начался настоящий ураган. Плюс был только в том, что сами смотровые площадки находятся как-бы под горой, а вот автостоянка открыта всем ветрам.

Смотровых площадок две. Ближняя - над водопадом Стигфоссен (Stigfossen), дальняя - примерно в середине ущелья, в котором проложена дорога Троллей. Если Вы прибываете сюда на автобусе, то сразу направляйтесь на вторую площадку. Ибо именно оттуда самые потрясающие виды, и полчаса Вам будет мало, чтобы насладиться красотами и сфотографироваться. Нам очень повезло, что не было облачности, виды действительно потрясающие.

Бесплатно даю лайфхак: чтобы сделать самые классные фото с собой любимым на фоне Дороги троллей, надо найти место на площадке, где поручни (ограждения) из стекла. Своего товарища или попутчика с фотоаппаратом посылаете на площадку, которая чуть выше. Только тогда в кадр попадет Ваша персона и Дорога троллей, которая внизу. Также не понадобятся какие-либо палки для селфи. Смотровые площадки специально сделаны именно так для удобства фотографирования. Вообще, все достопримечательности, которые мы посетили в Норвегии, оборудованы очень хорошо.

Возвращаясь к автобусам, мы вышли из-под прикрытия горы и попали в настоящий ураган, который почти сбивал с ног. Одна из попутчиц отправила своего ребенка в туалет и стала дожидаться его снаружи. В этот момент ветер дунул с такой силой, что начали качаться автобусы. Эту тетю спасло только то, что она вовремя успела запрыгнуть в промежуток между двумя стоящими автобусами. С какого-то негра сдуло солнцезащитные очки (!!!), но через мгновение он смог их найти.

Тем временем, наш автобус направился вниз непосредственно по Дороге троллей (Лестнице троллей), в буквальном смысле задевая бортами траву на поворотах. Один из поворотов проходит очень близко к водопаду Стигфоссен. Причем, водопад проходит между скалой и дорогой. Но это в обычные дни. В наш визит водопад частично выливался на дорогу (мост Stigfossbrua) и даже помыл автобус так, что те, кто сидел в правой стороны автобуса, на время перестали видеть что-либо в окнах.

Следующая остановка предусматривала обед - шведский стол. В турах, которые проходят в Египте, Израиле и Турции, туристов привозят в забегаловки, обед в которых становится худшим воспоминанием о путешествии. Тут же все было наоборот.

Это был единственный день, когда мы попробовали норвежские продукты. На шведском столе было несколько видов лосося, селедки, салатики и картошка. Очень приличный набор. Безалкогольные напитки (в том числе безалкогольное пиво) включены в стоимость. Как и в других подобных местах, тут еще есть магазин сувениров, туалет, а также очаровательные деревянные домики в старинном норвежском стиле с травой на крыше, которые сдаются в аренду. В качестве вишенки на торте - аж три статуи троллей.

Последняя остановка в этой автобусной экскурсии - Стена троллей. От долины до самой высокой вершины - 1700 метров, а высота одного из вертикальных участков - 1000 метров. Это место пользуется особой популярностью у альпинистов, которые не ищут легких путей в буквальном смысле. В действительности, Стена троллей как-то не впечатлила. Может быть потому, что гора не такая уж и отвесная - есть уступы и неровности и какой-никакой угол наклона все-таки имеется. Может быть, масштаб сего творения природы не ощущается потому, что между самим горным массивом и смотровой площадкой проходит железная дорога и течет речка Рёума. Может быть, после впечатлений за день Стена Троллей нам показалась уже не такой особенной.

Речка Рёума в этом месте превращается в два бурлящих водопада. Со смотровой площадки ее не видно, но зато очень хорошо слышно. Однопутная железная дорога соединяет городок Ондалнес с остальной железнодорожной сетью страны.

Итог - экскурсия удалась. Девушка (к сожалению не запомнил имени) не была занудной, рассказывала только то, что было интересно. В конце тура перешла к пересказу местных норвежских шуток, правда в автобусе почти никто не смеялся. Видимо, большинство туристов были из Америки, а в шутках не было слова ж**а. И что очень важно: в отличие от туров в Египте и Турции - не было ни одного заезда в торговые центры и магазины.

Мы вернулись в Олесунн около 19:00. Наши попутчики по экскурсии с корабля «Disney Magic» направились сразу на корабль, ибо он отправлялся вот-вот. А мы еще успели посмотреть дома в Олесунне, которые уходят прямо в воду, и забраться на смотровую площадку Аксла.

Теперь подробнее про смотровую площадку. Туда действительно можно забраться самостоятельно. Оборудованная лесенка со скамейками начинается в Городском парке Олесунна (Byparken i Ålesund), от которого вполне можно дойти пешком. Конечно, чтобы забраться на самый верх, на высоту 180 метров, нужна физическая подготовка, ведь это 418 ступеней. Тем не менее, если вы в хорошей физической форме и у вас есть 1.5 часа, то туда можно залезть совершенно бесплатно. Если такие подвиги не для вас, то можно воспользоваться туристическим паровозиком (в действительности, это обычная моторизованная повозка) за 190 крон (около 19 евро).

Еще в Олесунне туристов возят на остров Рунне (Runde), где можно покормить с руки тупиков. Это такие очаровательные птички с большими клювами, похожие на попугаев. Если я окажусь в Олесунне еще раз, то обязательно съезжу туда.

 

Несмотря на свое северное положение, Олесунн - один из самых теплых городов в Норвегии. Средняя температура зимой здесь +1 градус, а самая низкая зарегистрированная -11. Все это, благодаря удачному расположению на островах, которые соприкасаются с теплым течением Гольфстрим. Но и это еще не все. Откройте карту и Вы увидите, что со всех сторон город окружен островами, которые защищают город от холодных ветров. И застраиваются здесь только южные склоны, что опять же видно на карте. Южный склон горы Аксла усеян домиками, а с севера нет ничего, кроме грузового терминала.

Например, на этом фото гора Сахарная голова (Sukkertoppen), которая закрывает Олесунн с моря, а маленькая горка в центре с белым зданием - это смотровая площадка Аксла. 


Дмитрий Казаков




Поделиться:


наверх

наверх